четверг, 22 мая 2008 г.

54) День Победы

Будь это так просто! - что где-то есть "черные" люди,
злокозненно творящие черные дела,
и надо только отличить их от остальных и уничтожить.
Но линия, разделяющая добро и зло,
пересекает сердце каждого человека.
И кто уничтожит кусок своего сердца?..


Александр Солженицын




ВВЕДЕНИЕ


История человечества, это история воин, победителей и побежденных, радости и горя. В чем же истинный смысл Победы? Поздравляем наших подписчиков с прошедшим Праздником Победы.

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
• События, новости
• Наглядная иллюстрация "Жива ли еще дружба народов, или как уйти от ненависти"
• Ожидает ли нас столкновение цивилизаций?
• А знаете ли вы что
• Каббала и современное общество ("Восток-Запад")
• Притча "Ростки на земле"
• Книги, видео, аудио ( DVD: Ночи каббалы. Каббала – взгляд на мир 1 )
• Ответы каббалиста
• Обратная связь



СОБЫТИЯ, НОВОСТИ
Интернет


"Беседы о Каббале"

Каждую среду и пятницу с 21 до 23 (время московское) на Skypecast проходят "Беседы о Каббале". Дискуссии, обсуждения, выяснения. Ведущие – преподаватели Международной академии каббалы.



НАГЛЯДНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Жива ли еще дружба народов, или как уйти от ненависти

В последние годы эксперты ООН отмечают рост расизма и ксенофобии в мире. Причем, всплеск этнической, расовой, религиозной нетерпимости наблюдается повсеместно. Например, в России количество преступлений по ксенофобским мотивам возросло в несколько раз.

После того как год назад в Санкт-Петербурге произошло несколько убийств на национальной почве, журналисты провели среди молодежи опрос, результаты которого весьма показательны. Так несколько из юношей, воинственно утверждавших, что все беды исходят от эмигрантов, не могли поверить, что их любимый певец Виктор Цой был по национальности корейцем.

Как справиться с этой проблемой, которая все страшнее проявляется в современном обществе, все еще неясно. В чем причина ненависти между народами? В экономике, политике, психологии или в чем-то другом?

Американский психолог Майкл Шульман в одной из своих книг рассказал о случае в исправительном учреждении для малолетних преступников в г. Йонкерс, штат Нью-Йорк. Когда его обитатели узнали, что трое мальчиков ограбили на улице пожилую женщину, они возмутились.

"Я бы не стал грабить старушку, ведь это могла быть моя бабушка", - негодовал один из воспитанников, а когда Шульман, спросил, кого можно грабить, мальчик ответил: "Китайского курьера". Шульман объясняет этот случай так: "Они могут сопереживать пожилой женщине. Но что касается китайского курьера - он для них чужой, как в прямом, так и в переносном смысле".

В некотором роде всех людей мы делим на родную "бабушку" и чужого "китайского курьера". То, что близко человеку, он не позволит тронуть никому, но стоит убедить человека, что это чужое, чуждое, и он готов выбросить и растоптать то, что раньше так ценил и любил.

Самое ужасное воплощение такое разделение на своих и чужих получает в войнах, для которых дегуманизация противника является необходимым элементом. Так в нацистской Германии именно разделение на истинных арийцев и вредителей подготовило почву, позволившее Гитлеру посылать немцев убивать других.

Как писал Александр Солженицын: "Будь это так просто! - что где-то есть "черные" люди, злокозненно творящие черные дела, и надо только отличить их от остальных и уничтожить. Но линия, разделяющая добро и зло, пересекает сердце каждого человека. И кто уничтожит кусок своего сердца?.."

Один из наиболее известных политологов Сэмюэль Хантингтон считает, что в нарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика, а культура. Люди просто не будут понимать особенностей религий и мировоззрения друг друга. И это противостояние уже начало проявляться в последних войнах Востока и Запада. А ведь мы застали, говорят каббалисты, только начало развития реализующейся в нас последней стадии эгоизма. Религиозные, национальные, этнические, ментальные различия еще будут проявляться и обостряться.

Разделение "на своих и чужих" каким-то образом "отмывает" национализм и ксенофобию, создает условия для их появления. Но что же движет человеком, когда он бьет ножом или стреляет в упор? Выход агрессии, по утверждению психологов, дает человеку возможность преодолеть комплекс собственной никчемности, разнообразить тусклость и бессмысленность своего бытия.

Человек стремится избавиться от собственной личности, потерять себя и в конечном итоге избавиться от бремени свободы. Свобода дает человеку возможность выбора. Но как выбирать, если твое поведение детерминировано генами и обществом? И может ли человек выбирать?

Свобода выбора оказывается тесно переплетена с необходимостью обрести смысл жизни. Именно отсутствие смысла существования высвобождает человеческую агрессию. Что же делать?

Согласно каббале, каждая стадия развития, как болезнь роста, должна пройти все свои ступени, проявиться до конца, т.е. воплотиться и перейти в следующую. Расселение, разделение, удаление людей друг от друга было необходимо для развития человечества. Как ребенку, которому нужно поломать игрушку, чтобы понять, как она работает, так и человечеству для развития нужно было испытать разные формы существования. Поэтому религиозные, национальные, этнические, ментальные различия невозможно, да и не нужно нивелировать. Объединение должно быть на более высоком, осознанном и духовном уровне. Как это будет происходить?

В этой статье я не даю конкретные рекомендации. Да в этом и нет необходимости, ведь когда придет время, они будут выработаны прогрессивным человечеством. Й. Ашлаг в своих трудах "Последнее поколение" писал, что переход человечества от эгоистической к альтруистической цивилизации будет происходить в два этапа: объединение альтруистических сил планеты, и присоединение к ним остального человечества.

Нам стоит прислушаться к словам каббалистов, которые говорят, что сохраняя всю уникальность каждого - человека, народа, цивилизации - поднявшись над всеми этими различиями, человечество должно объединиться в единое целое согласно законам, управляющим мирозданием, главный из которых - закон всеобщей Любви.

Ведь в одной семье никакие естественные различия и противоречия - половые, национальные, религиозные - не мешают людям любить друг друга. Если над этим есть понимание, любовь и общая духовная цель, то все это, наоборот, является причиной дополнительного проявления любви и единения.


ОЖИДАЕТ ЛИ НАС СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ?


В прошлом году аналитики Министерства обороны Великобритании опубликовалиинтересный аналитический документ. Среди разнообразных футурологических картин, нас ждет ряд малоприятных прогнозов. О чем же предупреждают предсказатели?

В ближайшие три десятилетия ситуация в мире будет ухудшаться: возрастут угрозы со стороны исламского фундаментализма, международного терроризма, появятся новые опасные виды вооружений. Произойдет усиление напряженности между исламским миром и западной цивилизацией.

Будет создана технология вживления в человеческий мозг микросхем, через которые можно будет управлять действиями человека. Увеличится международная преступность. Климат станет менее стабильным, что создаст угрозу неожиданных природных катастроф и угрожающих изменений в природе. И это еще не все, читаем дальше.

Глобализация останется долгосрочным феноменом развития мировой экономики, что приведет к увеличению прямых зарубежных инвестиций в различные страны, а также развитию мировой торговли. В результате произойдет увеличение уровня зависимости различных стран и регионов друг от друга, и внутренние национальные рынки станут менее защищенными от внешних опасностей.

И вот мы подошли к самому интересному прогнозу. Но прежде чем мы его рассмотрим, обратимся к трудам знаменитого политолога С. Хантингтона. Вот его исходный тезис: "ХXI век будет веком борьбы различных цивилизаций!" Главную угрозу человечеству в грядущем столкновении цивилизаций он увидел в мусульманской культуре и Китае. И здесь лондонские аналитики вторят ему: "В мировом обществе продолжится расслоение, что станет одной из главных социальных и культурных проблем XXI века!" Неужели все настолько плачевно?

Разумеется, нет. В той же Великобритании живет член Палаты лордов, открыто заявивший, что ему известен секрет, который позволит представителям различных культур жить дружно. В своей книге "Достоинство различия" Джонатан Сакс пишет, что все религии следует признать не только "спасительными", но и истинными. Несмотря на то, что автор книги - ортодоксальный раввин, он не побоялся написать о совместной молитве представителей разных религий.

Такой подход вызвал шок и явное непонимание, прежде всего в среде религиозных деятелей. Хотя, по сути, при всем моем уважении к его гражданской позиции, Сакс предложил пустышку - объединение без стержня. Он не объяснил, за счет чего сможет произойти объединение культур.

За пять лет, прошедшие с первой публикации этой работы, страсти улеглись. Но воз и ныне там. Жуткие войны и теракты не прекращаются, и мы спрашиваем себя: "Ну, сколько еще можно терпеть?!". Ведь страшно в первую очередь за наших детей, которые получают в наследство от нас этот кошмарный мир.

Подобные явления были предсказаны каббалистами давно. Ведь предметом их изучения как раз и является сила, приводящая в движение как процессы разъединения, так и интеграции. Еще в начале прошлого века выдающийся ученый-каббалист Й. Ашлаг писал, что "эго" - желание человека получать удовольствия "для себя" - все возрастает, но в рамках устоявшейся культуры не находит конструктивного пути для развития.

А наш современник, М. Лайтман отмечает, что "эгоизм, как природное желание получать, является основой жизни. Но абсолютный эгоизм приводит к личной опасности, конфликтам, неустойчивости общества, поскольку выгода достигается за счет ущерба другим и требует дополнительной силы для защиты добытого".

Отсюда следует вывод, что некоторая степень альтруизма должна возникнуть по чисто эгоистическим причинам. По этому поводу, известный американский социолог А. Этциони довольно мудро заметил: "Чтобы государства хотели обходиться без насилия в своих взаимоотношениях, чтобы они были готовы к компромиссам, чтобы им удавалось договариваться между собой, а также терпимо относиться к людям, молящимся иным богам и относящимся к иной субкультуре, исключительна важна приверженность идеям общего блага".

Нам жизненно необходимо выработать прочную платформу планетарной альтруистической культуры. Деление на расы, национальности, народы, ментальности, которое произошло в течение истории, - естественно, так как внутри этот процесс шел за счет роста того же эгоизма, желания удовольствия исключительно для себя. Но сегодня, как ни странно, можно от разделения прийти к объединению.

Сохраняя всю уникальность каждого - человека, народа, цивилизации - мы способны подняться над любыми различиями. Это показала наука каббала, объединившая миллионы людей из десятков стран мира. Этика на основе каббалы привлекает все большее количество представителей различных религий, деятелей культуры и ученых со всех концов света. Это мировоззрение, как оказалось, способно вывести человека и мир из состояния затянувшегося кризиса.

Поэтому - говорят каббалисты - у нас есть все шансы на близкие перемены. Они утверждают, что XXI век, возможно, станет эрой внутренней духовной перестройки человека, смены общественных ценностей. Ведь отношение людей к миру и себе самым коренным образом изменится. И потому, чтобы там не говорили о каббале, но если она способна нас объединить, то "Вива де ля каббала!"


А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧТО

"Древом жизни" называется наука каббала, так как свет, который воздействует на человека во время чтения каббалистических книг, приводит его к ощущению вечной и совершенной жизни, поскольку человек приобретает свойство отдачи и, тем самым, становится подобным Творцу.


КАББАЛА И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

Восток-Запад

Одна из проблем, с которой мир сталкивается ежедневно, – террор, вызванный ростом эгоизма.
Человечество развивается волнообразно, и каждую волну можно связать с развитием технологий, оружия и сообществ.


Те народы, которые сейчас террором, всколыхнули весь мир, на протяжении тысяч лет были совершенно спокойны. Хотя в прошлом и происходили войны, в том числе захватнические, за ними следовали долгие годы спокойствия и внутреннего развития. Эгоизм развивается в соответствии с характером, как отдельного человека, так и всей нации.

Террор – это результат столкновения цивилизаций Востока и Запада, но истинные его причины кроются не в противостоянии идеологий. Все дело в восприятии: коллективном на Востоке и индивидуальном на Западе.

На Востоке человек обязан подчиняться обществу. Его воспринимают не как личность, а лишь как "винтик" в общественной системе, и все с этим согласны. А кем является человек на Западе? Там каждый – индивидуалист, отдельная личность, и у каждого своя ценность, своя цена, а также гражданские права и прочие атрибуты западной цивилизации. Речь идет о двух разных подходах, и не надо думать, что жителям Востока придется достичь западного уровня. Нет, с какой стати?!

В мире есть и другие небольшие цивилизации, но эти две противостоят друг другу и не могут прийти к соглашению, поскольку между ними пролегает очень серьезный разрыв. Однако напрашивается вывод, что восточная цивилизация, где человек подчиняется обществу, в конечном счете, более сильна, чем та, в которой каждый существует сам по себе и не связан с другими.

В процессе научного, технического, индивидуального, культурного развития отдельный человек выделяется из общей массы, и потому здесь первенство за Западом. Однако что касается уверенности в своем будущем, единства между человеком и обществом, от которого он подпитывается, – здесь Запад не может соперничать с Востоком.

Решением этого конфликта может стать лишь разумное сочетание: не искореняя индивидуальность человека, следует реализовать методику восточного единения.



ПРИТЧА

"Ростки на земле"

"Ростки показались на земле, время торжества настало, и глас горлицы слышен в земле нашей".

Песнь песней

В этой статье Шимон Бар Йохай объясняет нам, как человек день за днем поднимается по духовным ступеням, пока не достигает самой высокой ступени реальности. Что же таят в себе его, казалось бы, простые слова?

Шимон Бар Йохай говорит: "Ростки показались на земле". "Ростки" — это изначальное действие.

В каждой букве книги "Зоар" заложен особый смысл. Если Шимон начинает говорить, это значит, что он приоткрывает читателю дверь в духовный мир. Земля в каббале означает желание. Так "Зоар" образно описывает нам первое устремление творения к Творцу.

Всходы на земле символизируют начало духовного процесса, который предстоит теперь творению. Подобно почкам, предвещающим будущие плоды, ростки в желании человека указывают на начало его духовного развития.

"Показались на земле". Когда? В третий день, когда земля дала всходы.
День — это действие, которое Творец производит над творением. Шесть первых дней создания мира представляют собой шесть действий, посредством которых Творец поднимает творение по духовной лестнице, пока в седьмой день не наступает окончательное исправление. Как говорит Библия, на третий день появились плодоносные деревья и зеленый покров. Иными словами, творение начало обретать свойство Творца — свойство отдачи. "Ростки показались на земле" — читаем мы, и это значит, что свойство Творца раскрылось в желаниях творения, благодаря чему оно начало развиваться. Итогом этого станут духовные плоды.

А в четвертый день настало время торжества.

Время торжества подразумевает важный этап духовного развития, когда приходит пора расстаться с тем, что было, и начать духовный подъем. На этом этапе свет Творца оставляет творение, чтобы позволить ему действовать самостоятельно.

Слова "глас горлицы" указывают на пятый день, когда воскишела вода живыми существами.

Глас горлицы олицетворяет духовный подъем, который испытало творение во время пятого действия Творца. Вода в каббале означает свойство отдачи, которое просачивается в землю, то есть в желание. Иначе говоря, свойство Творца проникает в творение, благодаря чему оно поднимается на высшую ступень.

"Слышен". Это шестой день, в который был создан человек.

В шестой день происходит создание человека. После большой работы над собой творение созрело для того, чтобы реализовать свою цель. Теперь оно может стать человеком, то есть уподобиться Творцу и достигнуть совершенства.

"В земле нашей" — это седьмой день (будущий мир), подобный земле, наполненной жизнью.

Наступает седьмой день, — наивысшая ступень развития: все желания исправлены, и творение обретает вечное духовное бытие. Еще при жизни каббалист восходит на эти сияющие высоты, которые и называются "будущим миром".

Отсюда мы видим, что будущий мир — это наше следующее состояние, новый этап развития, ростки которого уже показались на земле.


КНИГИ, ВИДЕО, АУДИО

БЕСЕДА МИХАЭЛЯ ЛАЙТМАНА С ВАЛЕРИЕМ ТОДОРОВСКИМ
Каббала говорит, что мир подобен пирамиде, где на самой вершине располагаются люди, мыслящие, чувствующие необходимость знать, понимать, ощущать мироздание. Есть ли способ приобщить к этому желанию остальных? Как достучаться до людей, которые не хотят ничего знать? – эти вопросы волнуют режиссера Валерия Тодоровского.

В процессе беседы "рождается" два сценария – захватывающая история о том, как с самой древности каббала находилась в подполье, чтобы выйти в свет, когда люди будут готовы воспринять ее мудрость, и сказка о печальном волшебнике, который создал человека, чтобы подарить ему свою любовь и заботу, но был вынужден скрыться, чтобы научить свое создание ощущать наслаждение.

Телемост Москва-Иерусалим. Часть 1 и 2. Продолжительность – 70 мин.

"НОЧИ КАББАЛЫ"
Докодрама "Ночи каббалы" – это фильм о жизни Саши Демидова, о его поисках смысла жизни и о его пути к каббале. Саша Демидов – знаменитый актер, кумир европейской публики, с которым мечтали работать многие продюсеры и режиссеры. В начале войны в Персидском Заливе Саша, теперь уже известный израильский актер, награжденный израильским "Оскаром", укрывается в бомбоубежище. Там он неожиданно для себя находит запылившуюся книгу по каббале... Он тут же звонит ее автору, Михаэлю Лайтману, и становится его первым учеником... Режиссер: Семен Винокур.
Производство ARI Films.
Продолжительность – 38 мин.

"ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ"
Что называется построением Вавилонской башни? Откуда берут свое происхождение языки? Почему люди перестали понимать друг друга? Что стоит за библейскими аллегориями?
В чем состоит назначение эгоизма и какова его роль в развитии человечества?
На эти вопросы и другие вопросы вы узнаете ответ из клипа "Вавилонская башня".
Режиссер: Семен Винокур.
Производство ARI Films.
Продолжительность – 2 мин. 30 сек.

Этот диск и другие материалы по каббале (книги, видео, аудио)



ОТВЕТЫ КАББАЛИСТА

(отрывок из беседы Михаэля Лайтмана с известным телеведущим, журналистом и музыкантом Дмитрием Дибровым)



Д. Дибров. Наука каббала говорит о том, что Третья мировая война не только неизбежна, а уже началась. Но эта же наука говорит о том, что спастись все-таки можно. Да или нет?
М. Лайтман. Согласно общей теории развития мироздания, цивилизация, которая создалась на Земле, должна пройти через хорошие и плохие состояния. Всего есть четыре витка, и, согласно книге "Зоар", после двух мировых войн у нас есть возможность как "окунуться" в две самоистребительные мировые бойни, так и избежать их.
Абсолютно все, о чем предупреждает книга "Зоар", – со времени ее создания во втором столетии нашей эры и до наших дней – свершилось, и поэтому у нас нет оснований не доверять ей.
Каким же образом мы можем повернуть ход истории в лучшую сторону?
Для этого необходимо приоткрыть мир: "добавить" к нашему восприятию еще одну его часть. Мы пока ее не ощущаем, но именно она определяет законы, по которым мир существует и развивается. Если мы их узнаем и сможем правильно применять, то наши попытки создать "светлое будущее" не будут постоянно приводить к столь плачевным результатам.
Я оптимист и надеюсь, что это возможно.
Д. Дибров. Может быть, походы Александра Македонского или, например, битвы, описанные в Махабхарате, и были этими мировыми войнами? В таком случае, победа над фашизмом – это и есть четвертая стадия?
М. Лайтман. Действительно, почему именно эти две войны мы считаем мировыми? Ведь были огромные площади на поверхности земного шара, где они были совершенно неощутимы. Дело в том, что эти войны были не просто захватническими – они были идеологическими. Произошло столкновение цивилизаций в эпоху развитого эгоизма, который уже достиг четвертого этапа и осознаёт себя как зло, а свое развитие как тупиковое.
Необходимо знать, что человечество движется по пути развития эгоизма в каждом из нас, из поколения в поколение. К началу XX века эгоизм достиг своей последней стадии, и поэтому все, что исходит из его окончательного развития, мы называем мировым эгоизмом, мировым злом, и войны тоже называем мировыми.
"Зоар" имеет в виду именно эти две последние войны, а также говорит о двух следующих ступенях, на которые мы должны подняться или путем войны, или путем осознания зла своей природы и поиском добра.
Д. Дибров. Для определения мирового зла будет, наверное, полезно, если мы с вами дадим определение эгоизма.
М. Лайтман. Как говорит каббала, вся природа представляет собой одну единую систему, все части которой взаимосвязаны. Сегодня мы только начинаем раскрывать это с помощью науки. Отсюда следует, что и люди, как ее интегральная часть, связаны между собой в единый организм.
Поэтому, если мы желаем существовать в здоровом обществе, то обязаны понять две простые истины: с одной стороны, мы полностью зависим друг от друга, как клетки в теле одного организма; а с другой, эта зависимость должна быть абсолютно альтруистической. Ведь в нашем организме каждая клетка стремится выполнять именно ту работу, которая необходима для успешного функционирования всей системы.
Однако в наше время активно проявляется совершенно иное свойство, эгоистическое, когда каждый из нас желает удовлетворить только себя за счет использования всех и вся. Это антисистемное, противоположное природе свойство губит нас и всю природу. Все уровни – неживой, растительный, животный – выполняют указания природы инстинктивно, а человеку дана свобода воли, чтобы соответствовать природе разумно, осознанно. Только он до этого состояния еще не дошел.
Вот эти четыре мировые войны, или четыре ступени осознания зла, должны создать в нас полное понимание того, что свою изначальную природу мы обязаны изменить на интегральную, альтруистическую, в соответствии с общим законом природы. Существуя внутри единой системы, мы не можем из нее выйти и делать все, что нам угодно.
Каббала рассказывает именно об этом общем интегральном законе природы, объясняет, каким образом прийти в соответствие с этим законом и тем самым выйти на уровень вечного, совершенного существования.
Д. Дибров. Вы говорили о том, что мы могли бы избежать насильственного способа постижения истины, если бы узнали, усвоили некоторые законы…
М. Лайтман. Если бы нам на самом деле раскрылось все мироздание, то мы бы увидели, что каждый из нас находится в абсолютной зависимости от всех остальных.
Посмотрите, как работает каждая клетка в нашем организме. Если ей приказано уничтожить себя – она уничтожает себя. Ну а если раковая клетка начинает поглощать другие клетки ради себя, то, убивая остальных, погибает и сама, так как вызывает смерть организма.
Это законы обычной природы. Нам не надо даже подниматься в какие-то «заоблачные выси», чтобы их изучать. Необходимо приспособить их к человеческому обществу, к нашему осознанию и воспитать самих себя в соответствии с этим. Вот это самое главное. Важно понять, что если мы не дадим альтруистическое интегральное образование новому поколению, то оно будет очень несчастным.
Нам надо понять, что природа – это законы. Чудес на свете не бывает. По крайней мере, за все пять тысяч лет существования человечества мы просто выдумываем эти чудеса. Вера – это отсутствие знаний.

УДАЧИ!